Деньги и Вклады
Бизнес и Идеи
Компании и Люди
Опыт и Советы
Отдых и Туризм
Статус и Стиль
Главная » Статус и Стиль » Тонкости делового имиджа

Тонкости делового имиджа

Business_etiquette

Имидж как театральный образ

Руководитель, подобно послу дружественной державы, является посредником между компанией и внешними аудиториями: контрагентами, клиентами, партнерами, СМИ и т.д. От того, насколько грамотно будет создан этот образ, как он будет вести себя в той или иной ситуации, соблюдать нормы делового этикета, зависит восприятие не только руководителя, но и компании в целом.

«Сознательно управляя впечатлением о себе, руководитель формирует у партнеров и клиентов образ фирмы в целом. А психологическая установка в отношении себя может работать как на благо компании, так и наоборот. Если имидж позитивный, то результаты переговоров и проектов будут более успешными. Таким образом, имидж руководителя в глазах контрагентов может влиять на компанию в экономическом смысле», — утверждает известный специалист в области РR-исследований Юлия Попова.

Первый этап в этом хитросплетении правил, законов и традиций — формирование имиджа. Это категория сугубо художественная, даже театральная. Великий теоретик русского театра Константин Станиславский подчеркивал, что образ героя на сцене — прежде всего образ действия. Значит, имидж — это образ, не только стиль одежды. Образ, как мозаика, складывается из множества составляющих: мимики, жестов, походки, осанки, тембра голоса, взгляда, манеры поведения, речи, прически, парфюма, одежды, аксессуаров — пребывающих в абсолютной гармонии. И достаточно одному фрагменту мозаики прозвучать диссонансом — картина разрушится.

Одно из главных условий для формирования правильного имиджа — соответствие одежды статусу. Некоторые компании настолько строго относятся к дресс-коду , что корпоративный цвет костюма, ботинок, носков, рубашек, галстуков и шнурков оговорен приказом раз и навсегда. Главное, чтобы облик был максимально располагающим и респектабельным. Поэтому сегодня солидные бизнесмены все чаще при бегают к услугам имидж-агентств.

«Для меня в деловых партнерах важнее их внутреннее содержание, тем не менее, внешний облик — это проявление сущности человека. По внешнему виду можно определить характер человека, предсказать его поведение. Например, трудно поверить, что человек в нечищеной обуви и с лоснящимися волосами окажется аккуратным исполнителем, а человек с въевшимся запахом нафталина будет блистать креативом «, — говорит глава исследовательской компании Arabus Market Research Андрей Зарубин.

На ошибках учимся

Но нет правил без исключений. Сложился стойкий стереотип суждения о том, что костюм — одежда офисных работников, а свободный стиль — принадлежность представителей творческих профессий. Но когда вопросы бизнеса обсуждаются с давно знакомыми партнерами в не строго официальной обстановке, то нельзя считать нарушением делового этикета проведение топ-менеджерами переговоров в режиме «без галстуков». И пример противоположной ситуации. Если представитель творческой профессии встречается с заказчиком, чья корпоративная культура не признает иных вариантов, кроме делового костюма, то необходимо, даже если встреча на вашей территории, соответствовать нормам дресс-кода гостей. Андрей Зарубин приводит такой пример: «Моя компания вела переговоры с представительством японской правительственной организации. Когда началась встреча, я сразу заметил несколько неадекватное отношение к себе другой стороны — чувствовалась нервозность, проверяли уровень моей компетенции элементарными вопросами. Хотя мы расстались на дружественной ноте, меня не покидал неприятный осадок от встречи. Прокрутив в голове ход переговоров, я понял: все дело во внешнем виде. Он не соответствовал представлениям японцев о солидности и убедительности, так как я пришел на встречу в одежде свободного стиля. Это не позволительно для серьезных переговоров, а тем более — с японцами, которые особенно щепетильны в вопросах делового этикета. Мой внешний вид они могли воспринять как неуважение к ним и несерьезность моих намерений. Во всяком случае, от них до сих пор не поступило предложение о сотрудничестве … »

Одно из главных условий для формирования правильного имиджа — соответствие одежды статусу. Некоторые компании настолько строго относятся к дресс-коду, что корпоративный цвет костюма, ботинок, носков, рубашек, галстуков и шнурков оговорен приказом раз и навсегда.

К слову, правила делового этикета предписывают только три допустимых цвета для строгого делового костюма: серый, черный и темно-синий. Категорически следует избегать других цветов, в особенности коричневого и любых оттенков красного. Последний часто является цветом униформы обслуживающего персонала в крупных компаниях. В прошлом сотрудники дипломатических служб нередко становились свидетелями того, как бизнесменов в малиновых пиджаках, ошибочно принимая за портье, просили донести вещи или припарковать автомобиль.

Не меньшее внимание протокол уделяет и аксессуарам делового человека. Все они должны быть строго функциональными. К ношению на официальные мероприятия допускаются часы, обручальное кольцо, заколка для галстука и запонки. Любителям перстней следует помнить, что печатка в Европе — это чаще всего символ принадлежности к аристократии. Поэтому во избежание конфузов от дополнительных украшений лучше отказаться.

Первое впечатление

С оглядкой на эту поучительную историю самое время поговорить о деловом этикете как производной имиджевой составляющей. Ведь продемонстрировав познания в искусстве хорошего тона, любой бизнесмен в среде своих партнеров сможет прослыть человеком надежным и достойным всяческого уважения.

Правила делового этикета предписывают только три допустимых цвета для строгого делового костюма: серый, черный и темно-синий. Категорически следует избегать других цветов, в особенности коричневого и любых оттенков красного. IIоследний часто является цветом униформы обслуживающего персонала в крупных компаниях.

Начнем с того, что, подготавливая встречу деловых партнеров, особенно если они прибывают из-за границы, нужно быть особенно внимательным к деталям. В первую очередь следует избегать столь же ошибочной, сколь и распространенной привычки лично встречать гостей в зале аэропорта. Даже при официальных визитах первых лиц государства их встречает премьер-министр страны, доставляющий высоких гостей к своему шефу — президенту «Уважайте себя сами, — рекомендует деловой протокол». Поэтому встречу партнеров рекомендуется поручить человеку, выступающему вторым лицом в фирме. Как правило, это заместитель главы компании. Кроме того, стоит заранее выяснить, будет ли присутствовать супруг или супруга главы прибывающей делегации. Если да, то соответственно руководитель встречающей стороны также должен взять с собой свою вторую половину.

Когда дело доходит до личного представления, то это принято делать по старшинству, упоминая все должности, звания и титулы. При встрече двух делегатов равного статуса первенство в знакомстве отдается принимающей стороне. Однако, если встречу возглавляет представитель руководителя, он в любом случае должен дождаться, когда гость подаст ему руку.

Усаживая гостей в автомобиль, нужно не забыть о том, что самое почетное место для главы визитеров — по диагонали справа от шофера. Рядом садится руководитель встречающей делегации. Если же он лично садится за руль, гость должен занимать соседнее место. Однако с точки зрения этикета, создание подобной ситуации не рекомендуется. Если уж принимать, — то по высшему классу.

Усаживаемся справа

И вот вы уже в офисе. Распахиваются двери конференц-зала или кабинета, приближается, пожалуй, самый главный момент — начало переговоров. Нормы делового общения советуют приступать к переговорам не сразу. Их начало рассчитывают относительно длительности визита. Если позволяет время, то наиболее благоприятным именно для деловых встреч считается второй день визита. Если нет, то обсуждать главные темы можно и в первый день. Однако следует соблюсти несколько моментов.

Ни в коем случае не следует встречать гостей сидя за рабочим столом — это признак того, что на переговорщиков принимающая сторона и в частности ее руководитель смотрят свысока. Нужно всегда понимать, что переговоры — это общение с равными. Поэтому идеальным вариантом для приема будут два мягких кресла, поставленных вполоборота друг к другу. Это создаст атмосферу, более располагающую к дружеской беседе.

Главу визитеров принято усаживать справа от себя. В этикете существует так называемое «правило правой руки», определяющее правую сторону более почетной.
Первым садится хозяин и сразу же предлагает присесть гостям. После первых обменов любезностями и иногда совместного фото допустимо подавать чай или кофе. Весь визит, включая беседу и чаепитие, длится не более двадцати минут. Во время этого принято обсуждать погоду, здоровье родных и близких, а также комфорт размещения, но ни в коем случае не бизнес. Иначе гости подумают, что вас заботят только деньги. Окончание, как и начало подобного рандеву, инициируют гости.

Визиты и визитки

Еще одна тонкость — обмен визитками. Эта процедура происходит в два этапа. Первыми их вручает прибывшая сторона. Важно помнить, что принимать ее, как, впрочем, и все остальное, следует только правой рукой (исключение составляют все те же японцы — принимая или преподнося что-либо уроженцам страны восходящего солнца, принято пользоваться обеими руками) и перед тем как прятать — просмотреть. Класть визитку лучше всего в нагрудный карман рубашки или в левый внутренний карман пиджака — ближе к сердцу.

Ни в коем случае не следует встречать гостей сидя за рабочим столом — это признак того, что на переговорщиков принимающая сторона и в частности ее руководитель смотрят свысока. Нужно всегда понимать, что переговоры — это общение с равными.

Это негласно засвидетельствует гостю личное почтение. Если же руководитель компании умудрится отправить карточку в задний карман брюк, — о благоприятном сотрудничестве можно только мечтать. Подобный жест — смертельное оскорбление для каждого уважающего себя бизнесмена.

Если первый этап прошел благополучно, то следующим визитки вручает хозяин встречи. В случае, когда среди гостей присутствует представительница прекрасного пола, в первую очередь презентуйте визитку именно даме. Самое главное, чтобы визитка была развернута текстом к тому, кому вы ее подаете. Ни в коем случае не следует ничего писать на визитке от руки — это грубое нарушение этикета.

Овал или прямоугольник

Прежде чем при ступать к обсуждению взаимовыгодных условий предстоящей сделки, следует уделить немного внимания некоторым деталям интерьера, в котором будут проходить переговоры. Это существенно облегчит процесс налаживания стабильных деловых отношений.

Рассаживая гостей, нужно позаботиться прежде всего о форме стола. Ее должен диктовать формат предстоящей встречи. Для официальных переговоров идеально подойдет широкий прямоугольный стол. Для руководителей сторон ставят кресла с высокими спинками — одно напротив другого. При этом гость располагается лицом к двери или же, если интерьер этого не позволяет, — к окну. Справа от руководителей сторон — участников переговоров размещаются вторые по рангу лица компаний. Слева, при необходимости, устраивают переводчиков. Секретари занимают места за торцами стола. Описанная форма является классической и наиболее удобной при двусторонних переговорах. Круглые и овальные столы актуальны при неформальном общении, так как психологически уравнивают всех сидящих за счет отсутствия почетных мест.

Начните с аникдота

Деловой этикет предписывает начинать разговор о делах с предварительной неформальной беседы. Допустимо даже рассказать анекдот, чтобы разрядить обстановку.

Что касается жестов, то здесь главное правило — сдержанность, особенно при переговорах с иностранными партнерами. Безобидное для европейца почесывание брови будет истолковано японцами как обвинение во лжи и станет достаточным поводом для разрыва дальнейших деловых контактов.

О позе и осанке тоже следует помнить. Сидеть, заложив ногу за ногу, достаточно удобно и этикетом не возбраняется, однако подобная поза и в особенности демонстрация подошвы ботинка является несмываемым оскорблением для коммерсантов арабского мира. Специалисты по деловому этикету как «притчу во языцех» рассказывают историю о том, как во время переговоров британского премьера Тони Блэра с руководством Ливии представитель последних намеренно демонстрировал британцу подошву своей туфли. Пресса теряется в догадках — то ли ливиец таким образом пытался оскорбить премьера, то ли, зная, что подобный жест ничего не значит для Европы, просто устроился поудобнее…

Кроме позиции, нужно контролировать и дистанцию до собеседника. Расстояние, равное вытянутой руке, приемлемо для бизнесменов Европы и Северной Америки. Для представителей деловых кругов стран Ближнего Востока и Азии допускается более близкая дистанция.

Контракт подписан

Теперь давайте представим, что самое трудное уже позади — переговоры прошли успешно. Правила этикета рекомендуют устроить небольшой церемониал подписания контракта. Несмотря на то, что это условие не обязательно, его соблюдение непременно придаст вам значимости в глазах партнеров. После подписания двух экземпляров документа и взаимного обмена папками принято подавать шампанское, но следует воздержаться от закусок. Как правило, подобная церемония является прелюдией к грядущему фуршету.

Наконец, контракт подписан, и новый деловой партнер после прощального ужина отправляется в аэропорт. Прощание от встречи должно отличаться только очередностью действий — если его уровень будет ниже уровня приема, это может быть расценено как неудовлетворенность результатом сделки. Однако этикетом допускаются некоторые снисхождения, особенно если гости уезжают в ночное время, выходной или праздничный дни.

И, пожалуй, самая главная мысль: иностранные коммерсанты отлично разбираются в правилах поведения и ожидают того же от своих коллег. Незнание норм обеспечит бизнесмену репутацию невежды и человека, с которым не стоит вести бизнес, в то время как знатокам всех тонкостей делового этикета успех в делах гарантирован.